Трунова Елена
Если клиенты помимо своей воли попадают не к тем мастерам и не на те процедуры, если расходные материалы опять внезапно закончились, если вы со своим сотрудником снова разошлись в подсчете его заработной платы, то пора признать: ваш салон уже «вырос» из привычного экселя, стоит подумать о специальной компьютерной программе, автоматизирующей работу красивого бизнеса. Сегодня на российском рынке программного обеспечения (ПО) для индустрии красоты существует множество компаний, способных реально помочь руководителю контролировать ведение дел. Попробуем разобраться, что из себя представляют эти программы, или софты, насколько они удобны и понятны в использовании, а также сколько сие удовольствие стоит.
По большому счету все программные продукты можно разделить на две категории - работающие на базе «1С: Предприятие» и работающие на собственной платформе. «Одинэсники» хороши в первую очередь тем, что дают возможность выгружать данные в различные приложения «1С», но для работы с таким софтом требуются уверенные знания ПК и собственно программы «1С». Другие характерные отличия - открытый код, т.е. любой программист сможет доработать программу, убрать или добавить некоторые функции (правда зачастую это выходит в несколько раз дороже, чем сама программа); не самое высокое быстродействие; единый интерфейс (или однообразный, тут как посмотреть). Кстати, многие администраторы, работающие на подобных программах, отмечали, что поначалу сложно привыкнуть именно к интерфейсу - уж больно сложный он для восприятия, особенно если нет опыта работы в программах учета. Что касается работающих на собственной платформе программ, их еще называют коробочный вариант, то они как раз имеют достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс, они удобны в использовании, имеют более высокое быстродействие, ориентированы на неопытного пользователя ПК, однако ждать от них полноценного выполнения бухгалтерских функций не стоит, так же как и возможности что-либо изменить в функционале программы (здесь используется закрытый код, не подразумевающий вмешательств).
Такие разные в работе «одинэсники» и «коробочники» сходятся только в одном - наличие всех нужных опций для ведения дел именно в салоне красоты: «клиентская база» (вся информация о клиенте: ФИО, адрес, дата рождения, история посещений, совершенные покупки, номер карты, депозит, статус - вип-клиент/черный список и т.д.), информация о сотрудниках (ФИО, учет рабочего времени, расчет заработной платы, загруженность и др.), складской учет (ведение товаров в разных единицах, приход-уход товара, передвижение по складу, возврат поставщикам, списание и т.д.), отчетность для руководителя (маркетинговый, по клиентам, товарам), расписание работы и система предварительной записи, а также такие приятные и необходимые мелочи, как разграничение прав доступа к информации, напоминания (о днях рождения, заканчивающемся товаре), удаленная техническая поддержка (через телефон и Интернет).
Итак, все специализированные программы нацелены на выполнение определенного ряда задач салона красоты, но есть у них и специфические отличия, именно на них и стоит обращать особое внимание при выборе ПО, например, не во всех программах есть автоматическое списание и оприходование товара со склада. Какие-то важные для салона красоты функции (приложения) могут устанавливаться за отдельную плату, в их числе рассылка клиентам sms. Разработчики программы «Universe-Красота» просят за установку этого девайса не меньше 15 тыс. руб., «Sycret Saloon» – скромнее, всего 9500 руб. Однако есть и программы, в стоимость которых уже включена рассылка сообщений, - «Малахит», «1С: Салон красоты», «Клатч» и др. Обратить внимание стоит и на возможность подключения программы к online-записям. Если раньше эту функцию предоставляли единицы, то сейчас разработчики все больше внимания уделяют этому вопросу, к примеру, доступ к веб-браузеру предоставляет «1С: Салон красоты», в скором времени подключение к online-записям планируется для «Universe-красота».
К неоспоримым плюсам подавляющего большинства современных программ можно отнести простоту установки - либо ее удаленно делает поставщик, либо она высылается почтой; обучение пользованию (как правило, занимает от одного часа до трех дней, производится посредством телефона или Интернета, если нет возможности сотруднику приехать в офис фирмы); техподдержку (некоторые компании бесплатно поддерживают работу своего детища полгода-год, некоторые делают это за вознаграждение). Разработчики прекрасно понимают, кто будет пользоваться их изобретением, поэтому чтобы светлые головы и наманикюренные ноготки быстро освоились в программе, интерфейс и управление сделаны максимально понятными и простыми.
А теперь самое интересное – цена. Здесь аппетиты компаний-продавцов разнятся. Так, «Universe-Красота» от компании «Юниверс-софт» (г. Москва) за установку программы на один компьютер просит 40 тыс. руб., на два - 51 тыс. руб. (в цену входят установка, удаленное обучение пользованию, установка обновлений, поддержка в течение года, далее - 20 % от стоимости программы, можно купить в кредит). Кстати, эта программа одна из самых популярных, в ее возможности входит также выпуск клиентских карт. Для парикмахерских и студий маникюра, то есть для небольших салончиков, есть облегченная версия стоимостью от 25 тыс. руб. «Beauty Center» от сети салонов «Аида» (г. Москва) можно установить на локальный компьютер за 22 200 руб., на сетевой - 33 300 руб. (в цену входит обучение, поддержка на 6 месяцев). Автоматизация и учет с помощью «SycretSaloon» (г. Москва) обойдется от 18 до 54 тыс. руб. (включены удаленная установка и обучение, 1 год техобслуживания, за продление обслуживания придется заплатить от 10 тыс. руб.). Программа от «Small&Smart Business» от компании «ЮМССофт» (г. Томск) обойдется от 16 600 до 19 900 тыс. руб. (отдельно оплачиваются настройка - 3 тыс. руб., обучение - 300 руб./час, поддержка – 900 руб./месяц). Программу «Base4beauty» (г. Санкт-Петербург) можно арендовать (!) за 3 тыс. руб. в месяц (с установкой не более чем на два компьютера, бесплатным минимальным техобслуживанием и пособием по эксплуатации). Стоимость программы «Малахит» от «АйЛенд» (г. Екатеринбург) варьируется от 16 до 35 тыс. руб., обучение стоит 1000 руб./час (стоит отметить, что программа требует уверенных знаний ПК) есть возможность печати пластиковых карт. Система управления предприятием индустрии красоты «Клатч» от компании «IT Evolution» (г. Ростов-на-Дону) обойдется своему хозяину от 4800 до 48 000 руб. в зависимости от выбранного варианта ПО – полноценного или облегченного (обучение и техподдержка бесплатны, есть функция «sms»). Программа «1С: Салон красоты», в отличие от предыдущих, базируется на «1С», и ее стоимость колеблется в пределах 25–75 тыс. руб. в зависимости от числа компьютеров (в цену входит доставка, установка, обучение и техподдержка на 6 месяцев). На 1С работают также такие программы, как 1С Бит: Красота (от 9 до 15 тыс. руб.), Комильфо: Салон красоты (24 тыс. руб.), Эстетик менеджмент (24 тыс. руб.)и др.
Конечно же, цена зависит от «начинки», дополнительных возможностей программного обеспечения, популярности и специализации производителя, его опыта работы, штата сотрудников и программистов, скорости исправления ошибок и качества технической поддержки. Руководителям крупных салонов, особенно сети салонов, экономить на софте точно не стоит, тут действует принцип «скупой платит дважды». Только представьте: в вашей базе, например, три тысячи клиентов, информация о более чем четырех тысячах единиц товаров и вдруг из-за компьютерного сбоя или программного «глюка» вы теряете все нажитое непосильным трудом, а фирма-продавец вашего ПО не отвечает по телефону или уже вовсе исчезла со всех радаров. Здесь оптимальным вариантом может стать «Universe-Красота». Маленьким же салончикам смысла платить за навороченные программы нет никакого, можно обойтись самой простой коробочной программой, например «Клатч». В этом смысле, чтобы выбрать для себя оптимальное по соотношению цена/качество программное обеспечение, можно составить список требований к софту: какие функции обязательны именно для вашего салона, какие желательны, то есть расставить приоритеты. После чего отправить этот заветный список требований фирмам-разработчикам по электронной почте или факсу с вопросом: подходит ли предлагаемое ими ПО для решения этих конкретных задач. Пригодятся и демо-ролики программ - на большинстве официальных сайтов фирм есть возможность детально ознакомиться с программой до покупки. Это значит, что выбрать ПО «под себя» и не взять при этом кота в мешке можно еще на стадии изучения предложений.
22.09.2013